Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается.
Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.
Так, обучающиеся 7 класса средней общеобразовательной школы №9 в рамках недели финансовой грамотности посетили магазин «Центральный» г. Канаш. Основной целью данного мероприятия было - формирование правовой культуры учащихся через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
В ходе беседы с классным руководителем и сотрудником магазина у информационного стенда ребята узнали, что в нашей стране существует большое количество прав потребителей, которые регламентируются различными законодательными актами, Гражданским кодексом. Но основным законом, защищающим наши права как потребителей товаров или услуг, является Закон «О защите прав потребителей», регулирующий отношения между покупателем и продавцом. Таким образом, определяется «порядок» – механизм защиты прав и обязанностей обеих сторон – покупателя и продавца.
Семиклассники познакомились с основными правами потребителей (безопасность; информация; выражение своего мнения; свободный выбор; возмещение ущерба) и с основными обязанностями продавца перед покупателем. Например: все товары должны соответствовать стандартам качества; вся продукция в торговом зале должна быть представлена в достаточном ассортименте и количестве; товары продаются в полной комплектации; реализация продукции производится в строго установленные сроки. Так же сотрудница магазина «Центральный» разъяснила учащимся, как нужно вести себя в магазине и выбирать товар, в каких случаях товар можно вернуть, когда покупателю могут отказать в продаже или обслуживании.
В заключение встречи ребята с удовольствием приобрели понравившиеся сладости в данном магазине и пришли к выводу: «Знание своих прав как покупателя, помогает сберечь свои финансы и здоровье». А сегодня, наверное, это действительно так… Ведь данное мероприятие помогло подросткам не только усвоить основные права потребителей, но и прийти к пониманию в необходимости правильного и полезного выбора товаров, рационального использования своих денежных средств.
Таким образом, повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное, ведь важно начинать прививать самые азы финансовой грамотности именно среди подростков, молодежи. Чтобы несколько лет спустя, вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка.