Переходный возраст у ребёнка — главный страх всех родителей. Ещё недавно он настойчиво требовал внимания, задавал миллионы вопросов и любил обниматься. И вот — перед нами молчаливый подросток, который уверенно отвоёвывает право на свою самостоятельность. Что делать? Не поддаваться панике. Пришло время выстраивать новые отношения со своим повзрослевшим чадом.
Без сомнения, переходный возраст наиболее сложное время в жизни не только родителей, но и самих детей. Точного ответа, сколько длится переходный возраст, когда он начинается и когда заканчивается, к сожалению, нет, всё индивидуально. В среднем, в 10 – 12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15 – 17 лет. В переходном возрасте у подростка меняется не только физическое состояние, но происходит изменение мироощущения и сознания.
В 7 классе средней школы №9 прошла встреча родителей учащихся с представителем МБНОУ «ЦППМСП «Азамат» г. Канаш – психологом З.Я. Сидловской, на тему: «Переходный возраст: как найти общий язык с ребёнком». Основной целью данного мероприятия было: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, в активном взаимодействии школы и семьи.
Психолог рассказала об особенностях переходного возраста: «Это период значительных физиологических, психологических и эмоциональных изменений. Подростков эти новшества беспокоят и пугают не меньше, чем взрослых. Им приходится приспосабливаться ко всем изменениям, быть внимательными в школе, думать о «будущем», разбираться с первыми отношениями, примерять на себя роль взрослых».
Она выделила различия подросткового возраста у юношей и девушек в период полового созревания: «С каждым годом половое созревание у детей происходит всё раньше и раньше. Иногда черты подросткового возраста начинают проявляться в 10-11 лет. Причём, у мальчиков и девочек все происходит по-разному:
Мальчики становятся более нелюдимыми, стараются чаще уходить от родителей в свою комнату, хотят побыть одни, больше «зависают» в компьютере. Их мало интересует будущее, они живут «здесь и сейчас». Часто становятся грубыми, меньше внимания уделяют гигиене. Создается ощущение, что у них нет планов, и это очень беспокоит родителей. Хотя часто планы на самом деле есть, просто ребёнок не хочет ими делиться со взрослыми.
Девочки в начале подросткового периода чувствуют себя неуклюжими, часто застенчивы. Они испытывают колоссальный стресс по поводу своей внешности, постоянно сравнивают себя с кем-то. Девочкам важно знать, что сверстники их принимают и хорошо к ним относятся».
З.Я. Сидловская подмечает, что поведение подростка в этот сложный период зависит во многом от атмосферы в семье. «У плохого поступка есть позитивная причина — мотив», - отмечает психолог, - «родитель обязательно должен увидеть и понять, почему ребёнок действует именно таким образом. Чего он или она хочет добиться».
Именно родитель может помочь ребенку научиться достигать своих целей другим способом. Если проблемы ребенка возникли вследствие его плохого поведения, по возможности не нужно в них вмешиваться. Подростку важно узнать границы дозволенного. Для него важно понять, в каком мире он живет, какие правила и последствия могут быть у поступков. Не нужно навязчиво вмешиваться в плохое поведение подростка, нужно ему помогать».
Каждый родитель, по мнению психолога, знает рычаги влияния на своего ребёнка и систему мотивации, состоящую как из положительных последствий, так и из отрицательных: «Например, можно пообещать ребенку, что если он будет соблюдать дисциплину в школе, то родители его поощрят. Или негативную мотивацию — лишение карманных денег, финансирования, интернета.» Если ребёнок игнорирует слова родителей, психолог советует снова обращаться к последствиям: «К примеру, можно сказать, что пока не будет порядка в комнате, подростку не разрешат приглашать друзей.»
В заключение встречи З.Я. Сидловская дала небольшие рекомендации для родителей семиклассников – «некие» правила, о которых должны помнить взрослые во взаимоотношениях со своими детьми на данном этапе жизни подростка:
· Не обижайтесь — это не имеет смысла. Подросток любит вас, он просто не умеет контролировать свои слова и эмоции.
Если вы действительно хотите знать, как дела у вашего ребенка, начните рассказывать ему о своих делах.
· Доверяйте решениям своих детей. Конечно, не всём. Но подросток должен знать, что вы ему доверяете.
· Меньше критики, больше чётких указаний. Невымытая посуда для подростка — это не способ вас обидеть, а просто мелочь.
· Выясняйте истинную причину поведения вашего ребёнка. Разговаривайте. Слушайте, а не осуждайте.
· Если вы отказываете подростку в чём-то, потрудитесь подробно аргументировать свое решение. «Потому что я так решил(а)» — это не аргумент.
· Позвольте подростку иногда совершать ошибки и разбираться с их последствиями. Ведь ничто не учит лучше, чем собственный опыт.
· Создайте систему мотивации для своего подростка — так вы поможете ему ориентироваться в этом сложном мире.
· Ни один подростковый возраст не длиться вечно — проявляйте терпение и понимание.
· Не бойтесь обратиться к специалисту, если не получается решить проблему в кругу семьи.